TEDDY FRIENDS
Психологи on-line для вашего ребенка
Введите необходимые данные, мы свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы:
Заказать звонок

Агрессивное поведение детей - ответы детского психолога

Агрессивное поведение детей – активность, принимающая вербальную и физическую форму, целью которой является нанесение вреда себе, неодушевленным предметам, людям, животным. В его основе лежат негативные эмоции. Основными проявлениями агрессивного поведения выступают повышенная раздражительность, нежелание подчиняться, оскорбления, угрозы, замкнутость. Диагностика является комплексной. Ее проведением занимаются психолог, врач-психиатр. Лечение принимает форму индивидуальной, групповой психотерапии.

Общая информация

Агрессивность наблюдается у детей различных возрастов. Изначально к такому поведению прибегают как к способу, позволяющему выразить отрицательные эмоции в виде злости, раздражения, недовольства. Оценив результат, полученный при агрессивном поведении, ребенок делает выводы о степени его полезности.

Повторная демонстрация агрессии происходит для того, чтобы прийти к поставленной цели. Это могут быть:

  • стремление обладать понравившейся игрушкой;
  • желание получить любимое угощение;
  • привлечение к себе внимания.

Ребенок, прибегающий к агрессии, нередко стремится доказать, что обладает определенной значимостью, или пытается подчинить тех, кто уступает по физическим показателям. Если она помогает получить желаемое, то становится постоянной особенностью поведения, переходит в качество характера.

Достаточно сложно установить, насколько широко распространен рассматриваемый феномен. Всем детям свойственно в тот или иной момент демонстрировать агрессию. Мальчики выражают ее открыто, у девочек она преобладает в скрытой форме.

Что вызывает агрессивное поведение ребенка

Детская агрессия вызывается многими факторами. Спровоцировать ее могут нехватка внимания со стороны родителей, внутреннее напряжение, стремление доказать сверстникам физическое превосходство, желание обладать чужой вещью, неумение использовать слова для выражения своей обиды. Иногда агрессия провоцируется ощущением собственной беспомощности, грусти, одиночества. Некоторые дети ведут себя подобным образом, так как не имеют коммуникативных навыков, позволяющих решить возникшую проблему.

Ниже представлены главные факторы, вызывающие агрессивность в поведении:

Отношения в семье
Агрессия возникает, если ребенок постоянно выступает свидетелем семейного насилия, жестокости или ощущает равнодушие родителей. В такой обстановке он начинает копировать поведение взрослых, которое считает нормальным, проявляет непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Особенности нервной системы
Агрессивность в поведении возникает, если тип ЦНС ребенка слабый. Таким ребятам гораздо сложнее переносить различные нагрузки. Они больше подвержены негативным последствиям, вызванным любым дискомфортом.

Личностные особенности
Повышенная раздражительность, злость наблюдаются при неустойчивом эмоциональном состоянии. Прибегая к агрессии, ребенок стремится выразить свои страхи, усталость. Таким способом может компенсироваться низкая самооценка.

Социально-биологические факторы
Мальчики чаще проявляют агрессию. Это обусловлено положением представителей сильного пола в обществе. Часто мальчикам внушают, что они должны драться.

Провоцирующие ситуации
Нередко агрессия провоцируется неблагоприятными обстоятельствами. Ее вспышки происходят после получения плохой отметки, при наличии трудновыполнимого задания, при дискомфортных ощущениях.

Патогенез

В основе детской агрессивности лежит такое физиологическое явление как нарушенное протекание в ЦНС возбуждение и торможения. Также это обусловлено функциональной незрелостью некоторых мозговых структур, обеспечивающих контроль над эмоциями и поведением. При возникновении раздражителя доминирует возбуждение, тогда как торможение задерживается.

Роль психологической базы детской агрессивности выполняется недостаточно развитой способностью к самостоятельной регуляции, отсутствием объективной самооценки, неспособностью к нормальному общению, зависимостью от родителей и других взрослых людей. К агрессии обращаются как к способу, помогающему избавиться от напряжения в случае различного рода нагрузок, неудовлетворительного самочувствия. Целенаправленно прибегая к ней, ребенок рассчитывает удовлетворить свои интересы, получить желаемое.

Классификация

Существует несколько классификаций детской агрессивности. Учитывая, какую направленность приобретают действия ребенка, различают гетероагрессию (страдают окружающие) и аутоагрессию (нанесение вреда себе). Принимая во внимание этиологический признак, агрессию разделяют на реактивную (выступает в качестве реакции на присутствующие во внешней среде факторы) и спонтанную (функции мотивации выполняют возникающие внутри импульсы).

Ниже приводится классификация, в основе которой лежит форма проявления агрессии:

Экспрессивная. Проявляется в виде соответствующих жестов, мимики, поз, интонации. Агрессивные акты не осознаются или отрицаются. Экспрессивную агрессию рассматривают в качестве диагностически сложной.

Вербальная. Для нее характерно преобладание слов с негативной окраской. Данный вариант характерен для девочек школьного возраста.

Физическая. Ущерб наносится при помощи физической силы. Такую разновидность агрессии чаще проявляют мальчики (дошкольники, школьники).

Симптоматика

Признаки агрессии могут отмечаться уже в раннем (младенческом) возрасте. В этот период детские конфликты связаны с игрушками, другими личными вещами. Агрессивность проявляется в виде криков, драк, укусов, толкания, бросания предметов. Применение наказаний способно только ухудшить ситуацию.

Дошкольники реже проявляют агрессию в физической форме. Это связано с активным развитием речи, осваиванием ее коммуникативной функции. Постепенно увеличивается потребность в общении, однако присутствуют преграды в виде эгоцентричности, неспособности к объективной оценке ситуации взаимодействия, неумения признавать чужое мнение.

Отсутствие понимания и обиды приводят к вербальной агрессии. Младшие дошкольники уже обладают базовым уровнем самоконтроля. Это позволяет им подавлять вспышки агрессии, становящиеся способом выражения неудовлетворенности, страхов, обид.

Агрессия продолжает активно применяться с целью отстаивания своих взглядов и интересов. Она приобретает особенности, обусловленные половой принадлежностью:

Для мальчиков характерно действовать открытыми способами, с прибегая к физической силе. Проявлениями агрессии становятся подножки, подзатыльники, драки.

Девочки отдают предпочтение косвенным и вербальным способам. Это выглядит как распространение сплетен, придумывание обидных прозвищ, демонстративное молчание.

Проявляющие агрессию дети и подростки часто обладают заниженной самооценкой, склонностью к депрессии.
Агрессивность подростков обусловлена гормональной перестройкой. В этот период наблюдаются эмоциональная лабильность, сложности в общении, стремление доказать собственную значимость, обладание силой. Подавлению агрессии может способствовать продуктивная деятельность. Иногда она переходит в крайние формы (драки, нанесение увечий, попытки суицида).

Вероятные осложнения

Проявляясь часто, подкрепляясь неправильным воспитанием и неблагополучной обстановкой в семье агрессия закрепляется и становится личностным качеством. В подростковом возрасте происходит формирование характерологических черт, в основе которых лежат озлобленность, обида, гневливость. Возникают такие личностные расстройства как акцентуации, психопатии. Это влечет за собой риск дезадаптации в социуме, девиантного поведения, правовых нарушений. Если имеет место аутоагрессия, дети причиняют вред себе, проявляют суицидальные тенденции.

Методы диагностики

Диагностику агрессивного поведения осуществляют психолог, психиатр. Родители обращаются к ним самостоятельно или на основании рекомендаций, данных педагогом.

Основной диагностический метод – клиническая беседа. Специалист знакомится с жалобами, изучает анамнез, характеристики из образовательных учреждений. В объективное исследование входят:

Анкеты, наблюдение. Родители и педагоги должны ответить на некоторые вопросы, касающиеся особенностей поведения ребенка. Для осуществления наблюдения разработаны специальная схема и ряд критериев. Учитывая полученные результаты, определяется форма агрессии, ее причины, степень выраженности.

Личностные опросники. Актуальны при обследовании подростков. Позволяют выявить агрессивность в общей структуре личности, определить действенные способы ее компенсации. Чаще всего применяются опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Личко.

Рисуночные тесты. Изучая особенности рисунков, специалист уточняет степень выраженности симптоматики, неосознаваемые эмоции, причины возникновения проблемы. Среди основных тестов – Кактус, Несуществующее животное.

Интерпретационные тесты. Направлены на обнаружение скрытых, неосознаваемых переживаний. Во время диагностики задействуются Тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-тест (тест руки).

Лечение агрессивного поведения у детей

Агрессивность нельзя устранить полностью и навсегда. Лечение направлено на разрешение проблем личностного характера, развитие способности выражать эмоции адекватными способами.

Методы коррекции агрессивного поведения:

Игровые упражнения. Обучают безопасному выражению злости, раздражения. В таких играх используются сыпучие материалы, вода, мячи, «листки гнева».

Тренинги коммуникации. Направлены на выработку эффективной стратегии общения, способов выражения эмоций и отстаивания своего мнения без причинения ущерба окружающим. Проводятся в групповой форме.

Релаксационные занятия. Позволяют сократить уровень тревожности, эмоциональной напряженности. Обучают переключению внимания, восстановлению глубокого дыхания, мышечному расслаблению.

Если гнев, озлобленность выступают симптомами психического расстройства, назначается медикаментозная терапия.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев прогноз благоприятный. Совместные усилия психологов, педагогов, родителей помогают успешно корректировать агрессивное поведение детей.

Избежать закрепления агрессии в качестве черты характера позволяют:

  • гармоничный стиль воспитания;
  • уважительное отношение к ребенку;
  • демонстрация мирных способов улаживания конфликтов.

В случае возникновения агрессивности рекомендуется проводить беседу не о личностных качествах, а о совершенных ребенком действиях, прибегая к фразам «это был плохой поступок» и т.д. Не стоит акцентировать внимание на незначительных проявлениях агрессии.

Психотерпия с использованием игрушек

Использование игрушек в психотерапии. Наши консультации с помощью милых игрушек помогают детям раскрыться и почувствовать себя в безопасности.

Только научно-обоснованные методы

Используем научно- обоснованные методы когнитивно- поведенческой психотерапии, которые адаптированы к детям и помогают помочь в максимально короткий срок.

Сертифицированные сотрудники в штате

У нас работают сертифицированные детские психологи, которые обучались когнитивно-поведенческому подходу и имеют большой опыт работы.
Закажите бесплатную консультацию психолога
Введите необходимые данные, мы перезвоним вам в ближайшее время и ответим на все вопросы:
Что такое TeddiFrends?

TeddiFrends - команда детских психологов, которые прошли обучение когнитивно-поведенческой психотерапии и применяют этот подход в работе с детьми и родителями .

Все психологи имеют большой опыт работы в психологическом консультировании детей.

Работа с помощью игрушек позволяет детям максимально комфортно чувствовать себя при общении с психологом.

Где проходят занятия?
Занятия проходят в онлайн формате - Zoom или WhatsApp
С каким возрастом детей Вы работаете?
Мы работаем с детьми от 3 лет и с их родителями .
Подростковый психолог работает с детьми от 12 лет.
Можно ли выбрать специалиста ?
Да, на сайте есть описание специалистов, Вы можите сами выбрать наиболее подходящего для Вас.
Как записаться на занятие?
На занятие модно записаться по телефону 89266001742 или оставить заявку на сайте.
Контакты
TEDDY FRIENDS
Психологи on-line для вашего ребенка