Разочарование, раздражение, обида, злоба – вот лишь малая часть тех чувств, которые испытывают родители, когда понимают, что дети их обманывают. Желание найти причины произошедшего и не допустить повторения подобного вполне естественны.
Но как этого добиться?
Детская ложь и возрастные особенности
В зависимости от возраста ребенка, ложь может иметь разные оттенки, отличительные черты и функции. В частности:
• до 4 лет ребенок обманывает без какого-либо злого умысла; грань между реальным и выдуманным миром в его сознании тонка настолько, что он легко выдает желаемое за действительное. И именно поэтому его ложь стоит расценивать скорее как фантазию, наказывать за которую не нужно.
• до 5 лет дети обманывают в основном для того чтобы заслужить похвалу и одобрение со стороны родителей. Ближе к школьному возрасту дети уже начинают понимать, почему лгать плохо и какие последствия ожидают их за подобное поведение.
• младший школьный возраст ставит в центр социальной ситуации вокруг детей их сверстников. И они лгут уже для того, чтобы добиться доверия, стать более авторитетными, «вырасти» в их глазах. Что касается отношений с родителями, здесь им становится важно прочувствовать границы дозволенного и понять, что именно будет принято как должное, а что нет.
• подростки обманывают для того, чтобы чувствовать себя более самостоятельными и независимыми. Ложь в их ситуации становится инструментом, который дает возможность расширить и защитить личные границы.
В целом, большинство детских психологов считает, что дети могут обманывать если они:
1. Боятся излишне строгого наказания;
2. Отличаются низкой самооценкой; робки, боязливы, неуверенны в себе;
3. Протестуют против чрезмерного родительского контроля и стремятся отстоять личные границы;
4. Хотят обратить на себя родительское внимание.
Как реагировать на детскую ложь?
Отучить ребенка обманывать вполне возможно. Но то, насколько быстро и эффективно будет решена проблема, зависит главным образом от реакции родителя на то, что произошло. Если ребенок был пойман на лжи, важно:
1. Сохранять спокойствие. Сильные эмоциональные реакции могут напугать ребенка и добавить к существующим проблемам чувство вины перед родителями;
2. Найти причину; обеспечить ребенку возможность спокойно объяснить причины своего поступка;
3. Не манипулировать чувствами ребенка, не пытаться стыдить его, доказывая, как плохо вводить в заблуждение взрослого;
4. Избегать навешивания ярлыков, тем более – прямых оскорблений;
5. Спокойно обсудить сложившуюся ситуацию; совместными усилиями найти выход, который позволил бы устранить или минимизировать негативные последствия случившего. Следует помнить: стоит вычесть из проблемы эмоции, как она превратится в ситуацию, которая окажется абсолютно разрешимой.
Решаясь поговорить с ребенком, следует учитывать, что беседа должна происходить один на один, без привлечения посторонних. Чрезмерное давление нисколько не поможет ребенку раскаяться и осознать масштабы своего проступка. Напротив, лишенный поддержки, он окончательно убедиться в том, что никому не стоит верить.
Стоит ли наказывать ребенка за ложь?
Большинство психологов сходится во мнении: наказывая ребенка за ложь, родитель не только не решает проблему, но многократно усугубляет ее. Опасаясь наказания, он начнет обманывать еще чаще и сильнее. Круг замкнется.
Гораздо мудрее в этой ситуации делать акцент на том, что негативные последствия явились закономерным результатом лжи. И для того, чтобы избежать их нужно совсем немного – сохранять искренние доверительные отношения между собой, своевременно делиться со взрослыми своими проблемами, не бояться просить у них поддержки и мудрого совета.