Девиантное поведение или девиация – совокупность действий и поступков, не соответствующих общепринятым нормам, правилам, устоям. У подростков такое поведение проявляется в агрессивном поведении, садизме, воровстве, лживости, бродяжничестве, целенаправленной изолированности, попытках суицида, виктимности, зависимости. Девиация может быть как самостоятельным психологическим расстройством, так и симптомами определенных психических заболеваний. Диагностика, как и лечение, может предполагать клинический вариант (медикаментозное лечение), так и психологический (психокоррекция, психотерапия, внутренняя работа над собой).
Преимущественно, девиантное поведения присуще подросткам. Под влиянием различных факторов, молодые люди «бросают вызов» обществу, «идут против системы, норм, устоев», и (по их мнению) самовыражаются, самоидентифицируются.
Предрасположенность к девиации (отклонению) может быть обусловлена наследственностью или окружающей средой, в которой вырос ребенок:
- неблагоприятные социальные условия;
- различного рода насилие со стороны родителей, других взрослых;
- психическое отклонения, зависимости (наркотическая, алкоголическая, токсическая и др.) родителей или людей, которые воспитывали.
Вместе с тем девиантное поведение присуще и детям из вполне обеспеченных, благоприятных семей:
- чрезмерная «залюбленность» ребенка, избалованность, вседозволенность;
- социальная и эмоциональная незрелость;
- гормональный период.
В группу риска входят подростки 14-18 лет.
В современной литературе существует несколько классификаций девиантного поведения. Наиболее распространенная – Менделеевича В.Д.:
- деликвентный тип – рассматриваются как преступные действия (воровство, грабеж, насилие и т.д.);
- аддиктивный тип – уход от реальности (применение психотропных веществ), получение удовольствия любым способом (транс, чрезмерная мастурбация);
- Патохарактерологический тип - проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания;
- гиперспособности – талант, гениальность направлены не в то русло и проявляются не в общепринятых действиях.
Как уже упоминалась выше, факторы, приводящие к девиантному поведению подростков могут быть социальные/психологические и биологические (или внешние и внутренние).
Рассмотрим детальнее причины, которые могут привести к девиантному поведению ребенка:
І. Внешние.
1. Неполноценная семья. В таком сценарии возможно 2 сценария развития событий:
- гиперопека ребенка, при которой максимально ограничивается личное пространство подростка, происходит тотальный контроль и требование подчинения;
- постоянное обвинение ребенка в том, что он является причиной распада семьи – ребенок постоянно в стрессе, чувствует себя виновным, «лишним», тем, кого «быть не должно».
В неполноценной семье у подростка формируется озлобленность на себя или на окружающий мир, отсутствует модель правильного построения семьи.
2. Неблагополучные, асоциальные семьи. Постоянные ссоры и отсутствие взаимопонимания у родителей не только негативно отражаются на воспитательном процессе ребёнка, но и, зачастую, являются причиной выброса негативных эмоций на более слабом, кто не может за себя ответить и постоять – то есть, на ребенке. Антисоциальные действия, наличие вредных привычек, привязанностей – пример для наследования.
3. Упущения в учебновоспитательном процессе. Недостаточное внимание педагогов, отсутствие необходимого количества квалифицированных школьных психологов приводит к адаптационным трудностям учащихся, их социализации и нарушениям в расстановке авторитетов. Отдельно необходимо указать, что эта ответственность лежит не только на учебном заведении. В учебновоспитательном процессе немалую роль играет участие родителей, иди его отсутствие.
4. Социальное окружение. К подростковому возрасту, нормальным является то, что ребенок сам себе выбирает друзей. Это могут быть друзья в школе, на улице, виртуальные. В таком возрасте детям присуще выбирать кумиров, примеры для подражания. К сожалению, не всегда такой выбор падает на людей, поведение которых может служить примером.
ІІ. Внутренние.
1. Наследственность. Развитию девиантного поведения способствуют наследственные заболевания: умственные и психические отклонения, алкоголизм, наркомания.
2. Патологии центральной нервной системы (ЦНС). При тяжелых заболеваниях может развиваться биологическая неполноценность нервных клеток мозга. В таком случае снижается адаптивная возможность, проявляется эмоциональная неустойчивость.
3. Особенности переходного периода. Во время полового созревания, в организме подростка происходит «взрыв» гормонов, организм не всегда может справиться с резким выбросом их огромного количества, что может быть причиной девиантного поведения.
Патогенез
Как видим, есть масса причин, которые могут привести к девиации подростка, и все они разнообразны. Девиация может быть основана как на дезориентации, непонимании ребенка об общепринятых принципах и ценностях, так и намеренным сопротивлением против таких правил.
Учитывая то, что девиантные поступки могут носить асоциальный, аморальный и даже незаконных характер, необходимо вовремя создать у ребенка правильную систему ценностей, кумиров, правил поведения. Делать это нужно аккуратно и ненавязчиво, поскольку упорные действия по «направлению на путь истинный» могут вызвать наоборот отрицание и непринятие ребенком.
Девиация подростков не склонна к системности, упорядоченности. Могут проявляться как единичные случаи, так и переходить в постоянное поведение, образ жизни. Девиантное поведение может прогрессировать от нескольких недель до нескольких лет.
«Тревожными звоночками» могут стать: плохие отношения с коллективом, одноклассниками, конфликты учителями, частая периодичность смены друзей, необходимость поклонения и общения с другими бунтарями, массовые прогулы уроков, уход из дома, низкая успеваемость, отсутствие заинтересованности в учебе и помощи другим, инфантильность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка.
Осложнения
Если ребёнку не помочь вовремя, то девиантное поведение может стать образом жизни.
Такое поведение со временем может привести к уголовным преступлениям, серьезным заболеваниям и даже, попыткам самоубийства.
Поэтому крайне важно вовремя распознать и предоставить необходимую помощь подростку.
Диагностика
Диагностика проводится психиатром или медицинским психологом и основывается на ряд клинических и психологических методов: наблюдение и беседа с пациентом; опрос родственников и близких; психологическое тестирование; проективные методики.
Во время постановки диагноза, врач учитывает ряд характеристик и рекомендаций специалистов, которые также работают непосредственно с ребенком: учителей, школьных психологов, участковых, педиатров, других врачей (у которых обследовался пациент).
Социальные девиации требуют комплексного подхода. В зависимости от стадии, интенсивности и формы девиации, психиатр каждому ребенку индивидуально назначает лечение, которое может включать:
- психотерапию – выяснение причин поведения, анализ и разбор сложившихся либо возможных ситуаций, информационная поддержка подростка;
- психокоррекция – стабилизация эмоционального состояния, расстановка правильных принципов и приоритетов;
- фармакотерапия – уменьшение симптомов и стабилизация эмоционального равновесия ребенка производится посредством лекарств; применяется к подросткам с наследственной предрасположенностью к девиации.
Параллельно с лечением у специалистов рекомендуется помощь учебных заведений и родителей.
Поэтому крайне важно посещать психотерапию как детям, оказавшихся в такой ситуации, так и их родителям.
Прогноз и профилактика
Крайне важно выявить девиантное поведение на ранних стадиях. Триггеры и симптоматика, приведенные в этой статье помогут родителям и педагогам вовремя определить наличие проблемы.
Ни в коем случае не следует заниматься лечением своего ребенка самостоятельно! В случае, если Вы заметили признаки девиантного поведения у своего ребенка, обязательно обратитесь к специалисту за диагностикой и лечением. Разные причины появления неадекватного поведения требуют специфических способов лечения.
Родители и педагоги могут только правильным воспитанием и примером предотвратить появление девиаций у ребенка и помочь психиатру в лечении (но только по его рекомендациям).